Русский / English

Расширенный поиск

Назад, в будущее (окончание)

Интервью с Антоном Шелахиным, коммерческим директором компании «Торговые Технологии» (Окончание. Начало см. в новости за 30.04.2009 или в журнале "Торговое оборудование)

Возьмем весьма распространенный сейчас пример: небольшая «сетка», работающая в формате самообслуживания. Что делать такой сети, чтобы выстоять: переходить на прилавочную форму торговли, менять ассортимент другое?
 
 На самом деле все очень просто. Прежде всего надо выявить проблемы компании. Потом постараться понять причинно-следственные связи их возникновения. Например, у нас снизился оборот. В основе данного факта может быть снижение количества покупателей (так как часть из них ушла в другие магазины) — это один вариант, а может быть, произошло уменьшение среднего чека — это совсем другой вариант (вероятно, произошло перераспределение продуктов в покупательской корзине).
 
После того как были выявлены конкретные причины, мы переходим к следующему этапу — выбору методов решения проблемы. В некоторых случаях можно ограничиться незначительными изменениями в ассортиментной матрице или коррекцией цен на отдельные продукты, но иногда приходится подходить к решению задачи более радикально, изменяя соотношение охлаждаемых, замороженных и «сухих» товаров (в сегодняшней ситуации скорее в сторону замороженных и «сухих»). Такие изменения часто влекут за собой необходимость перестановок в торговом зале и требуют смены отдельного оборудования.
 
Успешный магазин — это не всегда гонка за большим оборотом, скорее это оптимальный баланс между выручкой и затратами. Сегодня, в условиях кризиса, когда каждая копейка на счету и потребительский спрос подвижен, можно предположить, что в некоторых случаях наиболее предпочтительной формой торговли будет прилавочная.
 
 
 
 
А что вы думаете о решении муниципальных властей ряда российских городов приостановить процесс закрытия и реконструкции продуктовых рынков? Как он может отразиться на работе сетевых форматов?
 
Рынки могут реанимироваться, но в более цивилизованном виде, чем прежде. Кстати, это довольно интересный способ работы и для владельцев помещений, и для покупателей, которые получают широкий ассортимент продукции по низким ценам. Сейчас у нас есть заказы на подобную реконструкцию помещений. Причем некоторые заказчики предлагают чуть ли не фантастические варианты — оснастить рынок итальянским оборудованием Arneg на выносном холоде*. Но потом человек видит разницу в ценах на оборудование и останавливает свой выбор на недорогих витринах со встроенным холодом. К слову, поскольку на данный момент «закладываться» на длительный период времени довольно рискованно, сейчас развитие выносного холода может немного притормозиться. Обычно системы выносного холодоснабжения используются в магазинах с торговой площадью не менее 800—1000 м2, а сейчас наиболее популярными будут точки продаж площадью 150—200 м2, в которых можно легко и дешево поменять ассортимент и формат. Человек, который стоит перед выбором: открыть один супермаркет на 800 м2 или пять магазинов по 100 м2, скорее всего выберет второй вариант.
 
 
Раз у нас зашел разговор об оборудовании, как скажутся на его поставщиках все эти трансформации ретейла?
 
По моим прогнозам, в результате нынешнего падения спроса продажи торгового оборудования в этом году составят не более 50—70% от прошлогоднего объема продаж. При этом производитель оказывается в минусе, и ему приходится либо постепенно распродавать все активы, либо поставлять свою продукцию напрямую конечным покупателям. Тем более что потребители, для которых фактор цены стал более важным, сами начинают обращаться к производителям. Поэтому основная стратегия последних заключается в том, чтобы сохранить тех клиентов, что есть, и выжить. Кому это удастся, тот впоследствии получит мощные преимущества за счет ухода с рынка конкурентов.
 
 
И в заключение нашего разговора хотелось бы узнать о том, какими вы видите ближайшие перспективы отечественной розницы?
 
 На мой взгляд, текущий год по своей сути будет похож на 2001-2003 годы. Не думаю, что кризис отбросит рынок до уровня 1998-го. Мы уже поняли, что такое выносной холод, цивилизованная торговля, и так глубоко падать мы вряд ли будем. Что касается снижения доходов населения, то если человек получал, условно говоря, 1000 долл., для того чтобы он стал получать 500, должен пройти довольно долгий период времени. Сначала в «соседней» компании должны начать платить 900 долл. специалисту на аналогичной должности, потом — 800, потом — 700 и т. д. Работодатель не может сказать сотруднику: «Сегодня ты получаешь 1000 долл., завтра будешь получать 500» потому что работник встанет и уйдет. Он, может быть, и не найдет работу, но внутренний протест у него точно будет. Соответственно, в 2009 году средняя зарплата по стране в два раза не упадет. Но явно будет наблюдаться рост безработицы. Так что изменение потребительских предпочтений коснется отдельной части населения, причем не большей, потому что безработных будет явно меньше, чем работающих. А они радикально менять свои привычки не будут. В общем, ситуация не будет хорошей — это очевидно. Другой вопрос, насколько плохо будет и как быстро мы достигнем дна и пойдем в обратную сторону.
 
 
 
 
ГОВОРИЛИ НАМ: ВСЕ ВПЕРЕДИ. КАК ЗНАТЬ?..
 
Ситуацию, которая непосредственно предшествовала наступлению нынешнего кризиса, иначе как головокружением от успехов и не назовешь. За период с 2002‑2007 гг. совокупные золотовалютные резервы страны выросли в десять раз, а динамика увеличения располагаемого дохода потребителей обгоняла темпы роста инфляции (см. табл.). Жить становилось лучше, жить становилось веселей.
Между тем уже в этот «розовый» период закладывались те самые «бомбы», которые сдетонировали, когда разразился кризис. Согласно данным исследования «Ретейл сегодня и завтра», проведенного PriceWaterhouseCoopers, 76% опрошенных ретейлеров утвердительно ответили на вопрос «Повлияет ли снижение темпов роста располагаемого дохода потребителей на ваш бизнес?». При этом участники опроса прекрасно отдавали себе отчет в том, что рост спроса в значительной мере был основан на заемных средствах: «Многие покупатели получают кредиты в банках <…> Это оказывает очень позитивное влияние на бизнес розничной торговли, так как получатели кредитов тратят средства на развлечения, покупки…» Как известно, сами ретейлеры тоже отличились в деле заимствования часто ничем не обеспеченных кредитов: 84% опрошенных специалистов в сфере розницы указали, что они планировали использовать для развития бизнеса до конца 2010 года долговое финансирование. Чем это кончилось — все знают.
То, что до кризиса казалось преимуществом, сейчас воспринимается как существенный недостаток. Так, доход предприятий накапливался в рублях, тогда как долг зачастую был выражен в долларах США (по крайней мере, частично). Более сильный рубль также удешевлял импорт и оказывал позитивное влияние на торговлю импортными товарами. После лихо проведенной девальвации кредиты, выраженные в валюте, моментально превратились в тяжелую (порой непосильную) ношу, а засилье доступного импорта обернулось окончательным крушением отечественного производства.
На эти нежданно-негаданно навалившиеся проблемы наложились и ранее тяготившие российский бизнес вопросы: административные барьеры, завышенные арендные ставки, нехватка квалифицированных кадров и др.
По данным все того же исследования «Ретейл сегодня и завтра», 77% всех ретейлеров называли среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на бизнес, именно административные барьеры: изобилие бюрократических процедур, отсутствие четкости в текстах законов и избыточное количество бумаг во всех регулируемых областях; непрозрачность процедуры сбора документов и коррупция из‑за необходимости проведения многочисленных улучшений и получения согласований; сложные процедуры экспорта/импорта, частота изменений норм регулирования. Весь этот «букет» душил и душит российское предпринимательство, как говорится, в самом зародыше.
К этому добавляется региональная дифференциация административных органов, тормозящая становление компаний федерального уровня. Власти на местах выдают ретейлерам «рекомендации» о закупке товаров у локальных производителей, которые часто не могут обеспечить надлежащее качество продуктов и регулярность поставок. «Вместо единого российского рынка мы создаем 89 рынков с 89 различными нормами регулирования. Это представляет большой риск для нашего бизнеса», — замечает один из участников опроса, проведенного PWC.
Итог вполне ожидаем: как российский бизнес находился десять лет назад на начальном этапе своего становления, так он там поныне и остается. Отечественный ретейл отстает не только от западного, но даже от восточноевропейского как минимум на несколько лет (см. графики). А современные пертурбации дополнительно отбросят нас назад…
 
Основные макроэкономические показатели России, 2002-2007 гг.
 
 
2002
2003
2004
2005
2006
2007
Номинальный ВВП, млрд долл.
345
431
592
765
989
1290
Рост реального ВВП, % в год
4,7
7,3
7,2
6,4
6,7
7,5
Население, млн человек
145,7
145,0
144,2
143,5
142,8
142,2
Рост инвестиций, % в год
2,8
12,8
10,9
60,2
60,2
21,1
ПИИ, млрд долл.
3,5
8,0
15,4
12,9
30,5
55,0
ЗВР, млрд долл.
47,8
76,9
124,5
174,9
303,7
476,4
Курс рубля к доллару на конец года
31,8
29,5
27,8
28,5
26,3
24,6
Инфляция, %
15,0
12,0
11,7
11,1
9,0
11,9
Реальный располагаемый доход, % в год
11,1
13,5
8,5
10,9
10,2
12,0
Рост оборота розничной торговли, % в год
14,1
22,9
32,7
22,1
27,5
33,7
Источник: Росстат, ЦБ РФ, «Ренессанс Капитал», Economic Expert Group, Economist Intelligence Unit
 
 
__________________________
* В прибалтийских республиках имеют место случаи, когда продуктовые рынки оснащаются не самыми дешевыми финскими витринами Norpe — «под вынос». Для России это скорее исключение.

 Источник: журнал "Торговое оборудование в России", май, 2009

Новости

Подписка на новости

Архив новостей