Русский / English

Расширенный поиск

Торговый или коммерческий?

 

По данным президента Международной академии холода (МАХ) академика А. В. Бараненко, в промышленности России работает около 170 тыс. холодильных машин, в сельском хозяйстве — около 400 тыс., а в торговле — более 3 млн. На бытовой холод приходится более 62 млн единиц холодильного оборудования.

В настоящее время в холодильной практике России существует три устоявшихся, общепринятых понятия холода, связанных с областью его применения, а именно бытовой, торговый и промышленный холод. В терминах и определениях в области холодильной техники (по ГОСТ 24393—80 «Техника холодильная. Термины и определения», ГОСТ 23833‑95 «Оборудование холодильное торговое» и ГОСТ Р 12.2.142— 99 «Системы холодильные холодопроизводительностью свыше 3,0 кВт») отсутствуют четкие формулировки этих понятий, количественные, качественные и прикладные значения, соответствующие современной холодильной теории и практике. Например, в ГОСТ 23833—95 «Оборудование холодильное торговое», отсутствуют количественные значения, характерные для определенного диапазона его применения. Оно определяется как охлаждаемое оборудование для кратковременного хранения, демонстрации и продажи пищевых продуктов. Оборудование классифицируется по следующим признакам:

  • температуре полезного объема (низкотемпературное, среднетемпературное, высокотемпературное и комбинированное);
  • по конструктивному исполнению (закрытое и открытое);
  • по назначению (для упакованных, неупакованных продуктов, для их демонстрации и оборудование с доохлаждающей способностью);
  • по виду размещения продуктов (полочное или контейнерное);
  • по местоположению холодильного агрегата (со встроенным либо вынесенным холодильным агрегатом).

 Большинство подобных признаков можно использовать и для систематизации холодильного оборудования, предназначенного для применения в других отраслях, а посему они не определяют с достаточной четкостью принадлежность холодильного оборудования к тому или иному диапазону эксплуатации. Размытые границы между этими понятиями, определяющими область применения холодильного оборудования, приводят к осложнениям и недопониманию между поставщиками и потребителями, а также органами таможенных и надзорных государственных служб. Неопределенность усугубляется появлением с недавних пор в практическом обращении термина «коммерческий холод», который все больше завоевывает право на жизнь в пограничной зоне между торговым и промышленным холодом. В особенности это стало заметно с началом эксплуатации в России новых моделей полугерметичных компрессоров (Bitzer, Copeland и т. д.) повышенной мощности, что привело к образованию прикладного сектора на стыке между торговым и промышленным холодом. К подобному классу можно отнести холодильные установки и централи для торговых комплексов типа «Ашан», «Реал», «Перекресток» и других, а также для небольших складов — холодильников, являющихся накопителями и распределителями пищевых продуктов.

С английского commercial переводится и как «торговый», и как «коммерческий». Однако в российской действительности при большом изобилии холодильных компрессоров с широким набором характеристик назрела необходимость ввести хотя бы условные количественные границы, связанные с областями применения холодильной техники. Попытка прямой привязки характеристик, определяющих область применения холодильного оборудования, к значению холодопроизводительности не приводит к успеху. При одинаковой электрической мощности, подводимой к компрессорам, в различных режимах их работы по основным показателям — температуре кипения и конденсации хладагента, хладопроизводительность различается.

 С учетом этого наиболее разумной сравнительной характеристикой для привязки холодильного оборудования к тому или иному диапазону его применения является электрическая мощность, подводимая к компрессорам. Именно этот параметр был удачно выбран при разработке «Технического регламента о требованиях к безопасности холодильного оборудования». В регламенте нет четких формулировок и понятий бытового, торгового, коммерческого или промышленного холода, однако введены количественные разряды, которые условно можно привязать к соответствующим понятиям и терминам. Все количественные характеристики выражаются в установленной мощности внешнего источника энергии (кВт), необходимой для работы компрессоров, агрегатов, установок и систем в том или ином диапазоне применения. Например, предполагается, что границей для оборудования бытового холода можно считать установленную мощность внешних источников энергии, необходимых для его работы, равную 0,4 кВт и менее. Для торгового холода предполагаемым сектором суммарных мощностей внешних источников энергии могут быть приняты значения от 0,4 до 50 кВт. С учетом этого определение для оборудования диапазона бытового и торгового холода может звучать нижеследующим образом: «Оборудование диапазона бытового и торгового холода — это холодильные системы, включающие одну или несколько холодильных машин, для работы которых необходимая суммарная установленная мощность внешних источников подводимой энергии составляет не более 0,4 кВт и от 0,4 до 50 кВт, соответственно».

«Коммерческий холод» — пограничное понятие между торговым и промышленным холодом, может определяться суммарной установленной мощностью внешних источников подводимой энергии к холодильной системе из одной или нескольких машин в диапазоне от 50 до 250 кВт. В таком случае, для промышленного холода может быть принят порог энергетической мощности внешних, подводимых к холодильной системе, источников питания более 250 кВт. Мировая и в особенности европейская практика проектирования, производства и эксплуатации современных систем промышленного холода связана с преимущественным использованием озонобезопасных, «непарниковых» хладагентов — аммиака и диоксида углерода. Данный факт также является отличительной особенностью систем промышленного холода.

Кандидат технических наук, член-корреспондент Международной академии холода А. М. Рукавишников

Источник: журнал "Торговое оборудование в России", май 2009

Новости

Подписка на новости

Архив новостей