Русский / English

Расширенный поиск

Меняем супермаркеты на гастрономы?

Финансовый кризис изменит рынок продуктового ритейла. Эксперты предполагают, что гипермаркеты и крупные сети уступят лидерские позиции, на первый план выйдут дискаунтеры.

Эксперты предрегают перераспределение покупательских потоков в пользу дешевых магазинов.

Любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда. Исходя из этого, можно предположить, что финансовый кризис едва ли сколько-нибудь серьезно коснется отрасли, обеспечивающей самую насущную потребность человека. Однако эксперты уверяют в обратном.

Как сообщает BFM.ru, сейчас на рынке продуктового ритейла происходит перерас­пределение долей между дорогими супермаркетами и дискаунтерами — в пользу последних. Причина в том, что многие покупатели, до кризиса ходившие за продуктами в гипермаркеты и крупные торговые сети, оптимизировали свои расходы и теперь пользуются услугами более дешевых магазинов.

По мнению аналитиков, это приведет к снижению трафика в крупноформатной рознице. В дискаунтерах трафик вырастет, а средний чек останется на прежнем уровне.

Гендиректор исследовательского холдинга "РОМИР Панель" Андрей Федотов уверен, что самым тяжелым для продуктовых ритейлеров станет первый квартал 2009 года: будет падать спрос, сократится предложение. "Доля дискаунтеров растет — с начала осени она увеличилась на 7-10%. И эта тенденция продолжится, поскольку потребитель начал искать магазины с более выгодной ценой, — говорит эксперт. — Об этом свидетельствует то, что среднее количество магазинов, которые посещает семья, за пару месяцев увеличилось с 6,5 до 7,5".

"Командор" и "Красный Яр" оказались примерно одинаковыми. В первом чуть дороже...

Федеральные сети на тревожную тенденцию уже среагировали и скорректировали планы развития. Так, компания "Вестер" заморозила 20 новых проектов, из-за формата продаж страдают сети "Магнит", "Седьмой Континент", "Карусель". А вот дискаунтер "Дикси" собирается довести количество магазинов до 500 и своих планов не меняет.

В нашем регионе первой тяжелую поступь кризиса ощутила ранее популярная среди потребителей сеть гипермаркетов "АЛПИ". Сейчас компания испытывает большие финансовые трудности. Другие крупные сети пока оттока покупателей не ощущают.

"Смотрю на показатели оборотов товаров за последнюю неделю и наблюдаю только рост, — рассказывает РЕКЛАМЕ-МАМЕ директор отдела маркетинга сети супермаркетов "Командор" Дмитрий Полуянов. — За исключением тех магазинов, которые находятся в Сосновоборске и Березовке — там есть проблема с наличными деньгами и рабочими местами. Красноярцы же, в большинстве своем, не поехали закупаться в гипермаркеты, а продолжают ходить в супермаркеты у дома". Цены на одно и то же подсолнечное масло в трех близкорасположенных магазинах. Слева направо: "Десяточка", "Красный Яр", "Командор".

По словам Дмитрия Полунова, в Красноярске сегмент дискаунтеров не представлен, есть только сети, которые себя так позиционируют. "Если магазину присвоен значок, свидетельствующий, что магазин социально ориентированный, это не значит, что цены там действительно низкие. По факту, цена средней корзины дискаунтера не отличается от средней цены корзины супермаркета. "Командор" тоже можно отнести к социально-ориентированным супермаркетам — мы предоставляем пенсионерам скидку в 7%".

Дмитрий Полуянов уверен, что причина всплеска продаж, который наблюдается по выходным у дискаунтеров и социальных гипермаркетов типа "О`Кей", не в низких ценах, а в успешности проекта — ТРК "Планета". По его словам, в большинстве своем красноярцы не переключились на более дешевые магазины — пробки на дорогах и вечная занятость помешала.

Бархатовские яйца первой категории в трех магизинах, расположеных рядом. Слева направо: "Десяточка", "Красный Яр", "Командор".

Однако некоторые горожане предпочитают посещать далекие гипермаркеты и дискаунтеры. "Я живу в Центре и всегда затаривался "долгоиграющими" продуктами в "Командоре" на Дубровинского, — говорит красноярец Максим. — Но в последнее время стал замечать, что сумма чека растет на глазах, хотя набор продуктов тот же самый. Сначала это была 1000 руб., потом 1100, 1200, 1500... В какой-то момент мы с супругой сказали "стоп" и решили сменить магазин. Теперь ездим за покупками в "О`Кей". Пусть это подальше, зато на те же самые 1,5 тыс. мы покупаем в 1,5 раза больше продуктов".

РЕКЛАМА-МАМА решила сравнить ценники на самые ходовые товары в крупных сетях супермаркетов и дискаунтеров. За основу взяли крупные сети "Красный Яр", "Командор" и дискаунтер "Десяточка". Все магазины находятся в одном районе, не более чем в 10 минутах ходьбы друг от друга.

Товары, которые мы выбрали: сливочное масло, сметана, растительное масло и яйца. Как правило, в "Красном Яре" продукты стоили на пару рублей дешевле, чем в "Командоре". И еще на несколько рублей те же самые товары от того же производителя "дешевели" в "Десяточке". Однако десяток яиц Бархатовской птицефабрики первой категории дешевле всего можно было купить в "Командоре" - за 32 рубля 68 копеек, тогда как в "Десяточке" - за 34 рубля 50 копеек. Уточняем, что мы взяли для сравнения первые попавшиеся товары, и никоим образом не пытались сравнивать цену средней потребительской корзины целиком.

Многие супермаркеты заявляют как преимущество бесплатные пакеты. Из трех протестированных РМ торговых точек, бесплатные пакеты оказались в "Командоре" и в "Десяточке", в "Красном Яре" же за них необходимо заплатить.

Цены на сметану "Простоквашино" 25%, 350 г. в трех близкорасположенных супермаркетах.
Слева направо: "Десяточка", "Красный Яр", "Командор".

Несмотря на все сказанное, представители крупных продуктовых сетей Красноярска в будущее смотрят оптимистично, рассчитывая, что перераспределения рынка продуктового ритейла не произойдет, так как дискаунтеров и социальных гипермаркетов в городе не очень много. Однако, как считают эксперты, передел рынка уже начался. РЕКЛАМА-МАМА будет следить за развитием событий.

P.S. В начальном варианте данного материала РЕКЛАМОЙ-МАМОЙ было проведено некорректное сравнение стоимости десятка яиц в трех супермаркетах. Яйца, продающиеся в магазине "Командор", были в иной упаковке, из-за чего были дороже на 10 руб. Приносим свои извинения "Командору" и с удовольствием исправляем ошибку.

Источник: "РЕКЛАМА-МАМА" от 12.12.2008

Новости

Подписка на новости

Архив новостей