Русский / English

Расширенный поиск

Кризис продуктового ретейла: быль или явь?

Не секрет, что сегодня темпы роста многих торговых сетей существенно опережают динамику роста рынка розницы в целом — если верить данным Росстата, оборот отечественного ретейла вырос по сравнению с прошлым годом всего на 12,3 %. В этом году сети, которые до сих пор росли намного быстрее и в результате накопили огромные долги, испугались возможного кризиса и наконец задумались о том, что надо жить по средствам, а для этого нужно несколько снизить темпы экспансии.

О «Марте» замолвите слово

Одним из первых вестников надвигающегося кризиса стала скандальная история с холдингом «Марта», который оперирует сетями под торговыми марками Pur Pur, Billa и «Гроссмарт» (последняя насчитывает 197 магазинов в 26 регионах РФ с общей площадью 230 тыс. кв. м). Если сеть Billa — плод совместной работы «Марты» и австрийских инвесторов — полностью и вовремя перешла в руки немецкой Rewe Group, что помогло спасти ее от краха, то сетям «Гроссмарт» и Pur Pur повезло меньше. После двух технических дефолтов в этом году оказалось, что денег у холдинга нет и выполнить свои обязательства по выплате облигационного займа третьего выпуска «Марта» не может. В связи с этим холдинг объявил о процедуре финансового оздоровления, цель которой — рассчитаться с кредиторами и не оказаться банкротом. Платежеспособность компании планируется восстановить путем консолидации активов и реструктуризации сети «Гроссмарт» с дальнейшей ее продажей. Сеть должна инвесторам около 155 млн и 1,2 млрд руб. для выкупа ценных бумаг. Девять супермаркетов в Саратовской области уже выставлены на продажу, но покупателей пока не нашлось — как говорят некоторые участники рынка, из-за завышенной стартовой цены. Аналитики же предполагают, что сеть купят довольно быстро. Главным претендентом на покупку является все тот же партнер «Марты» — Rewe Group. Кроме того, 11 августа арбитражный суд, по просьбе самой компании объявил банкротом ООО «Элекскор», аффилированное с «Мартой». Приходится признать, что несчастья посыпались на холдинг не просто так: кризис «Марты» назревал раньше в 2007 году коэффициент долг/EBITDA составил шесть пунктов против средних трех по отрасли. Самое опасное во всей этой истории — то, что никто не может гарантировать, что на месте «Марты» не окажется другая сеть. Ведь модель развития бизнеса у всех практически одинакова — важно «застолбить место», не сильно задумываясь над тем, насколько вообще рентабельны магазины.

«Копейка» пытается сберечь рубль

Серьезные проблемы есть и у «Копейки», которой для прохождения оферты по третьему облигационному займу на 4 млрд руб. 20 августа этого года пришлось продать часть своей недвижимости. Паевой инвестиционный фонд «Уралсиб» уже завершил регистрацию на приобретение по системе sale leaseback с возможностью выкупа недвижимости с 2010 года. Всего в распоряжении «Уралсиба» оказалось 18 объектов «Копейки» в Москве, Калуге, Новомосковске и других городах с общей площадью 20 тыс. кв. м. Также компания поступила и в июне, погасив займ на 1,2 млрд руб. В общей сложности в распоряжении «Копейки» находится недвижимость на 400 млн долл., так что запасы ретейлера не безграничны и откуда брать деньги в дальнейшем, не совсем понятно.

Возможно, от больших финансовых проблем «Копейку» убережет неиссякаемая фантазия ее владельца Николая Цветкова. В начале 2007 года отношения долга компании к EBITDA составляло вопиющие 13 пунктов, но благодаря снижению экспансии и росту прибыли это значение удалось снизить до семи пунктов. Николай Цветков решил разделить свою компанию на две юридически не связанные между собой организации: ОАО «ТД Копейка» (будет заниматься магазинами в Центральном регионе), и «Копейка-Поволжье», охватывающую другие регионы. Разделение произошло из-за большого различия прибыли от Центрального и других регионов. Как предполагается, реструктуризация компании приведет к тому, что рентабельность одной из фирм существенно повысится, и региональные магазины не будут «портить» финансовую отчетность. Для «Копейки» это очень важно, ведь в 2009 году 25 % акций «ТД Копейка» разместятся в ходе IPO. Рост компании уменьшится, так как его обеспечивала региональная экспансия, но зато снизится долговая нагрузка и, как, видимо, считает Николай Цветков, привлечь инвесторов эффективностью будет гораздо легче, нежели быстрым ростом. В будущем две компании могут воссоединиться, но только после проведения IPO. Правда, остается вопрос: что это изменит, если региональные дискаунтеры будут вновь «портить» эффективность?

Жизнь вкредит

История попавшей в долговую яму «Марты» спровоцировала рост недоверия банков к ретейлу, тем более что многие сети уже давно живут, не считая деньги, а теперь, когда большинству из них требуется рефинансирование кредитов, вопрос о процентных ставках становится все острее. Вслед за банками недоверие проявляют и акционеры, требуя выплаты более высоких процентов по облигациям. Ценные бумаги дешевеют на глазах.

Например, «Азбука вкуса» — сеть, которая в общем-то не имеет проблем по кредитам, должна была разместить второй облигационный заем на 2 млрд руб. Однако компания столкнулась с тем, что при заявленной доходности 13,5–14 % аналитики пообещали низкий спрос на облигации, считая справедливой доходность в 15–16 % годовых. В результате «Азбука» отказалась от своих намерений, перенеся сроки размещения не ранее чем на середину сентября этого года. И это только единичный пример, свидетельствующий о том, что в связи с ухудшающейся конъюнктурой рынка аппетиты инвесторов значительно растут — это признают как аналитики, так и сами ретейлеры.

Получается эффект замкнутого круга: банки повышают ставки по кредитам из-за плохой репутации сетей, а у них в свою очередь не хватает денег на развитие, что не позволяет им выплачивать долги. А ведь еще несколько лет назад банки охотно кредитовали розничные сети. Ретейл стал самой кредитоемкой отраслью, даже у небольших региональных сетей с неясной финансовой отчетностью был неплохой шанс получить кредит или удачно разместить публичный займ. Однако по мере роста долгов инвесторы стали с опаской относится к этой отрасли, высчитывая соотношение долга и EBITDA и получая огромные коэффициенты. Соответственно, для уменьшения рисков банки повышают процент ставки, а инвесторы требуют увеличить доходность с облигаций и уменьшить срок их обращаемости. Деньги для сетей стали очень дорогими, но брать их приходится даже на таких условиях. Альтернативой является продажа части активов или всей сети, как это произошло, например, с «Дикси» в 2007 году.

Мифический кризис

Однако некоторые участники рынка считают, что общеотраслевого кризиса нет, а есть лишь отдельные компании с неудачным опытом работы. Финансовый директор компании «Лента» Кирилл Панюшкин говорит: «На мой взгляд, проблемы с задолженностью «Марты» и «Патэрсона», о которых сообщалось в прессе, не свидетельствуют о системном кризисе в сфере банковского кредитования крупных ритейлеров. Не считая корректным комментировать ситуацию вокруг уважаемых коллег, рискну предположить, что причины могут крыться в избранной финансовой и операционной стратегии, которая в нынешней ситуации может расходиться с реалиями финансовых рынков. Другими словами, возможно, что речь идет не о системной проблеме, а о затруднениях конкретных компаний. «Лента» придерживается сбалансированной политики в сфере банковских заимствований. В развитии сети мы опираемся не только на средства банков, но и на привлечение средств акционеров. Например, весной 2007 года мы закрыли сделку с ЕБРР, который стал нашим акционером и инвестировал 125 млн долл. На тот момент для ЕБРР это была самая крупная в своем роде сделка в России за пределами финансового сектора. Для дальнейшего финансирования нашей экспансии в конце прошлого года мы привлекли синдицированный кредит в размере 200 млн евро, организованный ведущими иностранными банками».

Принятая финансовая стратегия «Ленты» не допускает чрезмерного увеличения уровня задолженности перед банками. Поэтому даже в нынешней ситуации турбулентности на финансовых рынках у компании нет проблем с привлечением кредитных средств. Фактически все привлекаемые сетью средства идут на ее развитие, а не на поддержку операционной деятельности, которая практически не требует внешнего банковского финансирования. Успешность бизнеса «Ленты», в том числе и его финансовая устойчивость, основываются на комбинации базовых факторов: профессиональном персонале, хорошо поставленной операционной деятельности, прозрачной и понятной структуре бизнеса, и, как следствие, положительной репутации и доверии партнеров. Стратегические планы компании соизмеряются с финансовыми возможностями. Строительство новых гипермаркетов идет в соответствии с графиком и даже немного с опережением: по состоянию на конец июля 2008 года число комплексов достигло 31 против запланированных 30.

Схожую позицию занимает и директор Союза независимых сетей России Ирина Канунникова: «Сети, участвующие в нашем объединении, очень рачительно и щепетильно подходят к вопросам построения своего бизнеса. При наших масштабах выше риски, что требует больше ответственности. Рассчитывая только на себя и на свой частный капитал, независимые сети более осторожно подходят к выбору условий кредитования. По этой причине я думаю, что применительно к бизнесу нашего масштаба слово «кризис» будет звучать не совсем корректно. Из-за повышенных рисков ставки кредитования повышаются, что, безусловно, создает определенные сложности для развития, особенно на фоне нехватки коммерческих площадей. Сегодня ситуация непростая по многим параметрам, в том числе и по макроэкономическим показателям внутри страны. Многие полагают, что рынок сейчас «перегрет», что не может не сказаться на ведении бизнеса. Практически всем сетям сейчас требуется рефинансирование. Но все равно я считаю, что говорить о кризисе рано, ведь наш рынок еще не развит. От ошибок никто не застрахован, и победители определятся только за финишной чертой, до которой нам еще очень далеко».

Влияние мифического кризиса ощутили на себе и поставщики оборудования, так как у сетей часто не хватает денег для оплаты товаров и услуг. Если раньше только некоторые из сетей брали отсрочку на оплату поставок оборудования и его установку, то теперь это стало повседневной практикой. Вместе с тем, ретейл требует быстрого оснащения магазинов и установки оборудования в очень сжатые сроки. Дело доходит до судов с особо злостными неплательщиками, и уже есть прецеденты, когда поставщики оборудования выигрывали подобные тяжбы.

Так что, хотя наличие кризиса отрицают и некоторые банки, в частности представители «Промсвязьбанка», большинство экспертов полагают, что кризис все же назревает, и для исправления ситуации ретейлу пора менять стратегию развития.

Всем ребятам пример
Многие ставят в пример казанскую сеть «Бахетле», которая показывает медленный, но верный органический рост с 1991 года. Благодаря стабильному росту, не «подогретому» за счет кредитов, и большой эффективности, обусловленной нестандартным подходом «Бахетле» к торговле, у казанской сети появилось три магазина в Москве. Стабильность компании делает ее привлекательной для инвесторов. 27 мая 2008 года компания успешно выполнила свои обязательства по публичной оферте.
Настало время задуматься над эффективностью ретейла. Стремительный рост арендных ставок, коммунальных платежей и удорожание денег вгоняют компании с неудачной стратегией развития в большие долги. «Кризиса не надо избегать, его надо использовать. Многие компании предвидели это развитие событий, поэтому кто-то окажется на коне, а кто-то под конем. Любой бизнес испытывает трудности: кадровые, финансовые. Кризис надо воспринимать как закалку, проходя которую, компания мобилизует свои силы и становится сильнее», — считает Ирина Канунникова. Выживут или крупнейшие сети, такие, как группа X5 Retail или «Магнит», или сети с наиболее эффективным бизнесом.
Кроме того, в сложившихся условиях можно ожидать скорого выхода в Россию таких зарубежных монстров, как сеть Wal-Mart, которые уже заявили о желании поработать на нашем рынке. Сейчас ситуация для них более чем благоприятная: региональные, да и федеральные сети, испытывающие денежные трудности, охотно продадут свой бизнес и будут более сговорчивым.
Источник: "Торговое оборудование в России", №9, 2008

Новости

Подписка на новости

Архив новостей