Русский / English

Расширенный поиск

Сервис по правилам и без

Большинство поломок холодильного оборудования происходит из-за неосторожного обращения с техникой. Специалисты рекомендуют решать проблему сервиса зимой, чтобы в летний период времени, когда происходит большинство поломок холодильной техники, быть готовым быстро справиться с ситуацией.


ВЫШЕЛ ИЗ СТРОЯ, НЕ ПОБЫВАВ В СТРОЮ

Проблемы с холодильным оборудованием могут начаться еще до его установки, в случае если заказчик отказался от помощи профессиональных служб при перевозке оборудования и решил довезти технику самостоятельно. При непрофессиональной транспортировке оборудования от места покупки до магазина техника может получить механическое повреждение, может нарушиться система работы холодильника, а разгерметизация даже одной детали способна повлечь очень серьезные последствия. Поэтому перевозкой должны заниматься соответствующие службы, которые могут гарантировать качественную доставку оборудования. Когда оборудование доставлено, сотрудники магазина сразу же подключают его к сети, что тоже является большой ошибкой. Оборудование должно находиться при комнатной температуре в течение 12‑20 часов, прежде чем начать работать. Кроме того, при запуске оборудования необходимо произвести тестирование агрегата и наладку всей холодильной системы.

Одной из главных причин поломок холодильного оборудования является неправильная расстановка его в магазине. «Холодильники нельзя устанавливать рядом с источником тепла, кондиционером, без свободной вентиляции агрегатного отсека. И даже если оборудование относится к тропическому климатическому классу и отлично работает в жестких температурных условиях юга, необходимо соблюдать правила его эксплуатации в помещениях», — рассказывает Наталья Таран, коммерческий директор ООО «Италхолод». В жаркий период времени представители магазинов и ресторанов пренебрегают температурой окружающей среды. Температура, при которой должно эксплуатироваться холодильное оборудование, особенно со встроенным агрегатом, не должна превышать +25°С при влажности не выше 60%. «Несоблюдение данного правила приводит к обмерзанию испарителя и повышению температуры в охлаждаемом объеме, увеличению цикличности работы агрегата с последующим выходом из строя компрессора, остановке работы холодильника по «аварии», по команде электронного блока управления, контроллера», — рассказывает Юрий Тулин, директор «БИО Торг-Сервис». Когда в помещении фиксируется очень высокая температура, стоит дополнительно установить кондиционеры, которые несколько облегчат работу холодильному оборудованию. Соблюдение элементарных правил позволит обезопасить ретейлера от траты лишнего времени на устранение неполадок и существенных финансовых расходов.


ПО ВИНЕ ПЕРСОНАЛА

Большинство поломок холодильного оборудования происходит из-за того, что персонал не знает, как с ним обращаться. «Мы всегда говорим клиентам, чтобы они перед эксплуатацией оборудования ознакомились с техническим паспортом. Руководители магазинов должны периодически проводить инструктаж для персонала на тему того, как правильно обращаться с техникой. Внимательно прочитав инструкцию по применению даже один раз, можно обезопасить себя от многих проблем, которые впоследствии выливаются предприятию в крупную сумму. Но это требование соблюдают немногие. И получается так, что сотрудники, экспериментируя и ради любопытства, нажимают на различные кнопки, пытаясь эмпирически узнавать, как и что работает. А метод проб и ошибок здесь исключен. Существуют четкие правила эксплуатации, которые нужно соблюдать, а ответственные лица должны жестко контролировать данный процесс. Люди неаккуратны в обращении с техникой. Есть и такой психологический момент, когда сотрудники, считая что-то не своим, и обращаются с этим соответственно», — рассказал Сергей Малофейкин, управляющий партнер ГК «Евросервис».


ПО ВОЛЕ СЛУЧАЯ

Как отмечают в сервисных компаниях, чем дальше от Москвы, тем ниже уровень культуры обращения людей с холодильным оборудованием. В регионах очень часто оборудование страдает от рук вандалов. «Порча оборудования бывает настолько серьезной, что страшно подумать о том, что руководило людьми в этот момент. Именно поэтому клиенты стараются устанавливать оборудование там, где есть охрана. В регионах, чтобы отпугнуть потенциальных вандалов, зачастую применяют систему видеонаблюдения, которая позволяет выявить правонарушителя. Чтобы как-то обезопасить свое оборудование, производители стараются продумывать системы защиты от вандализма, делают более прочный корпус. Также довольно часто приходится сталкиваться с поломками защитных замков, которые монтируются в холодильники, установленные на улице у торговой точки. Причина выхода из строя этого оборудования в частой перемене климатических условий, каком-либо физическом или механическом воздействии», — рассказывает Сергей Малофейкин.

Что касается оборудования, работающего на улице или находящегося в помещениях, где часто открывают окна и двери, то весной практически всегда возникает проблема с тополиным пухом, который попадает в холодильную технику, забивая конденсатор. Такая неисправность устраняется достаточно быстро — при первом же выезде специалиста.

Среди самых распространенных причин выхода из строя оборудования — частые перепады напряжения в сети. Чтобы предупредить поломки, нужно предусмотреть специальные защитные устройства и предохранители.

ДЕШЕВЛЕ ПРЕДУПРЕДИТЬ, ЧЕМ УСТРАНИТЬ

Своевременное и правильное обслуживание (которым многие пренебрегают из-за кажущейся экономии) надолго продлит срок эксплуатации техники. Как показывает практика, основной причиной выхода из строя холодильного оборудования со встроенным агрегатом является отсутствие проведения сервисных мероприятий. «Техническое обслуживание всех типов оборудования, находящихся на объекте, — основной фактор в его долгосрочной и бесперебойной работе. При проведении своевременных регламентных работ устраняются причины выхода из строя холодильного оборудования: загрязненные конденсаторы, ослабленные контакты электрических соединений, сбой в программе управления технологическим процессом, контроль за параметрами среды, в которой эксплуатируется оборудование. А самое главное — снижается процент порчи продуктов питания по вине выхода оборудования из строя. Ежемесячное проведение сервисных мероприятий на объектах общественного питания и розничной торговли обеспечит надежность в работе оборудования», — говорит Юрий Тулин. Основные причины, почему ретейлеры не хотят заключать договор о сервисе холодильного оборудования, — это высокая цена, негативный опыт сотрудничества с сервисными службами или приобретение нового оборудования, которое и так находится на гарантии.

Наибольшее количество поломок холодильной техники приходится на лето, когда температура воздуха повышена и компрессор испытывает большую нагрузку. Простой оборудования, особенно в жаркое время года, приводит к немалым убыткам. И ретейлер может попасть в такую ситуацию, когда из-за поломки техники страдает товар, а мастер не может приехать сразу же после вызова, так как специалисты сервиса в первую очередь обслуживают тех клиентов, с которыми заключен договор. И только после этого ретейлер понимает, что дешевле будет предупредить неисправность, чем впоследствии устранить ее. Проще всего ретейлеру будет заключить договор с компанией, у которой покупалось оборудование, там же договориться о транспортировке оборудования, его установке и выполнении пусконаладочных работ. Но такое не всегда возможно, так как ретейлеры не всегда приобретают все оборудование в одной фирме либо из-за соображений экономии оборудование покупают в одной компании, а его установку и монтаж выполняет другая.

В любом случае, выбирая фирму, которая в дальнейшем будет обслуживать оборудование, необходимо удостовериться, что она знает, как работать именно с конкретной моделью холодильной техники. Специалист, имеющий очень большой опыт с похожим оборудованием другой фирмы, может потратить очень много времени на поиск неисправности. Еще лучше, если сервисная компания имеет свой склад запчастей и вышедшую из строя деталь могут заменить сразу же, так что ретейлеру не придется ждать несколько недель, пока необходимую запчасть доставят с завода-изготовителя.

Кстати, компании, специализирующиеся на ремонте холодильного оборудования, признаются, что заниматься исключительно сервисом оборудования с точки зрения прибыли бизнеса не совсем интересно. И предлагают различные сопутствующие услуги: хранение оборудования, доставку, брендирование, услуги по мерчандайзингу, контроль за выкладкой товара, обеспечение дополнительными комплектующими, деталями и т. д. Продажа оборудования, безусловно, дает более быстрые деньги, но здесь рынок перенасыщен.


СПРАВКА «ТО»

Наиболее распространенные действия персонала, в результате которых приходится чинить холодильное оборудование:

  • неправильно осуществляется выкладка товара, которая загораживает испаритель, тем самым нарушается внутренний теплообмен;
  • сотрудники, осуществляя мойку холодильников, задевают датчики. Таким образом сбивается программа функционирования оборудования, последствия чего могут быть очень серьезны. Еще хуже, если персонал считает какую-то деталь ненужной, избавляясь от нее;
  • забывчивость при закрывании дверцы холодильника может привести к поломке компрессора. Внутрь оборудования попадает теплый воздух, который начинает циркулировать, что приводит к работе в более интенсивном режиме и износу дорогостоящих деталей;
  • перезагрузка оборудования продукцией сказывается на нормах эксплуатации холодильников;
  • вследствие скопления пыли, вызванной некачественной уборкой помещений, увеличивается нагрузка на компрессор, который также может выйти из строя;
  • сотрудники часто сами пытаются изменить режим охлаждения оборудования, что сказывается на работе компрессора, который не подлежит ремонту, а замена его на новый стоит довольно дорого.

ЦЕНА ВОПРОСА

В сервисных центрах отмечают, что требования по проведению необходимого ТО холодильного оборудования соблюдают менее трети ретейлеров. В идеале нужно вызывать мастера каждые три-четыре месяца. Однако в торговые компании в лучшем случае вызывают специалиста раз в год, а то и вовсе об этом забывают до первой поломки. Осложняет ситуацию, когда первую помощь своему холодильнику сотрудники пытаются оказывать самостоятельно, не дожидаясь специалистов, в результате мастеру приходится иметь дело уже не с одной проблемой, а с несколькими.

В компании «Евросервис» нам рассказали, что при заключении с клиентами абонентского договора ежемесячное техническое обслуживание (профилактика) оборудования обходится клиентам бесплатно. Особенно клиенты выигрывают летом, когда спрос на услуги сервиса возрастает в полтора-два раза, что сказывается и на увеличении прайса на 30‑40%.

«У каждой компании есть свой гарантийный срок, в течение которого обязан выехать мастер. Как правило, это условие фиксируется в договоре абонентского обслуживания. Мы гарантируем выезд специалиста в течение 24 часов в пределах Москвы, 48 часов — в пределах Московской области. Эти же правила действуют и в регионах. У нас есть представительства в крупнейших городах России, в каждом из которых работает своя команда руководителей и специалистов. И если в рамках абонентского обслуживания выезд специалиста, сервис и диагностика осуществляются бесплатно, то разовый вызов специалиста будет стоить дороже. Траты в случае с абонентским договором могут быть лишь на приобретение какой-либо детали или комплектующего оборудования», — рассказал Сергей Малофейкин.

В компании «БИО Торг-Сервис» прибытие электромеханика для диагностики неисправности по холодильному оборудованию в Москве обеспечивают несколько быстрее, от четырех до шести часов; по технологическому оборудованию — от четырех до восьми часов. Стоимость и подробный перечень таких услуг указаны в договоре. При предоставлении разовых технических услуг, связанных с диагностикой и устранением неисправностей, стоимость их колеблется от 500 до 2500 руб. «Наша компания выезд и диагностику неисправности на торгово-технологическое оборудование, размещенное в черте города, оценивает в размере 1800 руб. В эту сумму входят транспортные расходы, тестирование работоспособности и целостности коммуникаций, частичная разборка оборудования, проведение дефектации неисправности, дефектовка узлов и агрегатов, последующая сборка, проверка работоспособности оборудования. Если неисправность незначительна, то она устраняется сразу, и это включается в общую сумму 1800 руб. — например, загрязнение конденсатора, отошел электрический контакт, сбой в программе контроллера», — рассказал Юрий Тулин.

ПОПУЛЯРНЫЕ Б/У

Сложившаяся за последний год непростая экономическая ситуация заставила ретейлеров более внимательно относится к сложному и дорогостоящему холодильному оборудованию. В компаниях, специализирующихся на сервисе, говорят, что работы, если сравнивать с ситуацией до кризиса, заметно прибавилось. Многие компании в связи со сложной экономической ситуацией отказались от модернизации, сократив бюджеты. А спрос на подержанное оборудование вырос на 20‑30%. В компаниях, специализирующихся на продаже холодильной техники, начали появляться отделы, занимающиеся подержанным холодом. Специалисты говорят, что нет ничего сложного в восстановлении работоспособности и внешнего вида бывшего в употреблении холодильного оборудования. Тем более что за последний год от покупки нового оборудования отказались многие представители рынка, сделав ставку на хороший и качественный сервис. «В любом случае содержать оборудование в надлежащем виде будет стоить гораздо дешевле, чем покупать новое, цены на которое также выросли в кризис. Хотя есть такие случаи, когда оборудование находится в столь плачевном состоянии, что ремонтировать его просто невыгодно. Мы об этом говорим честно своим клиентам. Скорее всего, такое происходит по причине очень серьезных поломок или износа оборудования», — говорит Сергей Малофейкин.

Основные аргументы специалистов, не рекомендующих покупать подержанное холодильное оборудование таковы: более высокие затраты на содержание, б/у оборудование не держит заданные режимы охлаждения, непрезентабельный внешний вид, устаревшая модель. Однако иногда можно встретить оборудование, находящееся в эксплуатации всего два-три года при ресурсе работы 10‑15 лет. Компании привозят подержанную технику известных западных фирм, таких как Linde, Bonnet Neve, Costan и др. Бывшее в употреблении оборудование в зависимости от амортизации можно приобрести на 35‑70% дешевле нового. Поставщики утверждают, что оснащение магазина б/у оборудованием с учетом монтажа на новых централях обойдется не более чем в 65% стоимости оснащения новым оборудованием. Однако стоит заметить, что перед использованием такой техники в магазине агрегаты должны пройти реставрацию и полное восстановление.

В сервисных отделах по ремонту холодильного оборудования отмечают, что культура персонала по обращению с этими технически сложными аппаратами в магазинах за последние несколько лет заметно возросла. Ретейлеры постепенно учатся соблюдать требования по сервисному обслуживанию холодильной техники, правильно ее эксплуатировать.

Журнал "Торговое оборудование в России", №3, 2010

Новости

Подписка на новости

Архив новостей